Посмотреть видео Компания «Концерн ДОН» на Moscow Flower Show Посмотреть видео Компания «Концерн ДОН» в Совхозе им. Ленина Посмотреть видео Скульптор Григорий Потоцкий о президенте «Концерн ДОН»

О нас пишут

23 января 2016

«Готовь сани летом, а камни для отделки дома зимой»,- советует генеральный директор концерна «Дон» Виктор Шапошников. Именно в декабре-январе клиенты концерна записываются в очередь, чтобы к лету получить природный и искусственный камень для облицовки домов, мощения дорожек и благоустройства земельных участков.

Каменная болезнь

Виктор Шапошников увлекся камнями в 18 лет, когда на велосипеде проезжал через Карелию. Тогда Виктор был студентом Калининградского технического института, а в каникулы решил организовать велопробег через всю страну. По дороге студенты с образовательной целью посещали заводы, музеи и театры. В Карелии им довелось побывать в мастерских, где обрабатывали камни.

- С того момента я просто «заболел» камнями,- рассказывает Виктор.- Прямо в Карелии набрал камней, но везти их с собой на велосипеде через всю страну не мог, поэтому отправил камни домой по почте - две посылки по 8 кг.

После окончания института Виктор поступил на работу штурманом дальнего плавания. На корабле обошел весь мир - был и в Африке, и в Америке.

- Сейчас только ленивый не был на Канарских островах, а 28 лет назад, когда я туда плавал, про эти острова в СССР никто даже не слышал! Но меня разные страны интересовали прежде всего своими камнями.

За годы плаваний Виктор смог собрать большую коллекцию, но в середине 1980-х с ним случилось несчастье: в одной из тропических стран заболел желтухой. Форма была достаточно тяжелой, и после перенесенного заболевания в плавание Виктора по состоянию здоровья больше не пустили. Он поселился в Карпатах и устроился на работу инструктором по туризму. В этом качестве объехал всю страну, несколько раз прошел Кавказ и Тянь-Шань. Везде собирал камни.

В конце 1980-х переехал в Москву, и здесь в 1989 году открыл свой первый бизнес - фирму «Досуг», занимавшуюся организацией концертов известных исполнителей. А через полтора года создал концерн «Дон». Поначалу в состав концерна входили десятки фирм по всей стране, и все они были созданы самим Виктором Шапошниковым. Большинство этих фирм занимались строительством и продажей стройматериалов, некоторые фирмы были туристическими, а одна фирма занималась поставкой шкур в Финляндию.

Со временем часть фирм разорилась, часть сменила владельца, и в составе концерна остались только две компании - ООО «Донстройкомплект» и ООО «Терек».

- Вообще-то я родился на Дону,- рассказывает Виктор.- В казачьей станице Раздорская Ростовской области. А еще есть такой титул «дон», что означает благородство.

Для меня всю жизнь слово чести было дороже любых бумаг и печатей. Терек тоже имеет отношение только к казачеству, людям чести и отваги. Хотя о названии «Терек» я уже не раз пожалел: назвал бы лучше «Терекстройкомплект», такие названия клиентам нравятся больше.

Самый первый заказ, выполненный концерном «Дон», Виктор помнит до сих пор - это был забор из бетонных плит вокруг ткацкой фабрики в Воскресенске. Строительный бизнес Виктор начал с того, что со своей родины, из Ростова, стал привозить в Москву бутовый камень, пластушку и песчаник.

- В своих краях я знал все карьеры, что и где добывают, как это используется в строительстве. Решил и москвичей с нашим камнем познакомить. В те годы в столице такой камень не использовался, в ходу были известняк и ракушечник. Мы привозили из Ростова плиты и здесь, в Москве, их пилили.

Выставочная площадка компании Концерн ДОН - Центр камня

Голубой гранит из Боливии

Сейчас на стендах фирмы представлено более 3 тыс. видов камней для облицовки, благоустройства, мощения, кладки и ландшафта. Один квадратный метр стоит от 96 руб. до $3 тыс.

- Недавно мне предлагали змеевик из Африки за $8 тыс. метр. Но я отказался: у нас уже и так огромное количество камней.

Выставлять на продажу такой огромный ассортимент очень трудно,- поясняет Виктор.

Самые дорогие камни привозят из дальних стран - из Бразилии, Боливии. В Боливии, например, есть уникальная разновидность гранита - голубой гранит, стоимость которого в России составляет 800-1200 евро за квадратный метр. Такие камни «Дон» привозит только под заказ.

- Иначе я завезу 100 м, а покупатель купит у меня 90. И куда я потом эти 10 м дену? Покупателю бывает очень трудно самому разобраться в предлагаемом ассортименте.

- У нас 3 тыс. камней на 300 стендах,- объясняет Виктор.- От этого изобилия даже у профессионалов крыша едет. В России больше никто не предлагает такого: кто-то специализируется на одном, кто-то на другом. А у нас имеются практически все отделочные камни, представленные в природе, включая даже самые экзотические.

Если покупатель берется выбирать камни для стройки самостоятельно, то зачастую так и уходит ни с чем. Ситуацию осложняет обыкновение многих клиентов приводить с собой за покупкой жен и прочих родственников. В концерне «Дон» разработана целая концепция, призванная облегчить покупателю выбор.

- В первую очередь клиент должен показать, какой цвет он хочет. Именно показать, а не сказать. Потому что камень, который одним кажется черным, другие считают темно-зеленым. Затем покупатель описывает желаемый размер камней, потом - их форму. Рваный, пиленый или со сколом. И уже после этого наш сотрудник показывает клиенту подходящий образец. «О! Вот это я как раз и хотел!»- обычно говорят клиенты.

Перед тем как принять заказ, сотрудники концерна просят покупателя расписаться на выбранном образце, потому что потом многие клиенты не могут поверить, что именно это они и заказали. Но даже подпись не всегда спасает.

- У нас была одна старушка, которая выбрала песчаник для отделки дачи. Мы ей этого песчаника напилили, привезли, а она посмотрела и говорит: «Нет, не то». Мы ей начали подпись показывать, говорим, вы ведь сами выбирали. Она посмотрела на подпись и говорит: «Я хотела, как у соседки. А теперь вижу - то, что вы мне привезли, совсем не как у соседки». Смотрим - у ее соседки известняк. А бабушка нам отвечает: «Мне-то какое дело, что известняк? Привезите мне, чтоб было как у соседки!» В концерне пожалели старушку, нашли известняк, как у соседки, и привезли ей на дачу.

На Камчатку за камином

Треть клиентов просто покупают в «Доне» камень, остальные вместе с покупкой заказывают услуги каменщиков.

По словам Виктора Шапошникова, профессия каменщика - это искусство. В России каменщиков очень мало, много - плиточников. А чем отличается один от другого? - Это разная ментальность, разные мозги и разные руки,- считает Виктор. - Переводя на живопись, можно сказать, что плиточник - это маляр, а каменщик - художник. Плиточник может выложить за день несколько стен, а каменщик несколько квадратных метров будет выкладывать неделю. У нас был один особо ценный специалист, которого клиенты требовали уволить. Говорили - что это он так медленно работает? Наверное, не умеет.

Каменщик и плиточник работают разными методами. Плиточник кладет на стену раствор, а потом на этот раствор лепит камни. Из-за этого камни пачкаются раствором, и трудно контролировать степень погружения камней в раствор. Самые дорогие камни плохой специалист может «утопить», и тогда они потеряют всю свою привлекательность. Каменщик, в отличие от плиточника, мажет раствором сам камень, а не стену.

Хорошего каменщика найти не так просто, поэтому каменщики концерна часто выезжают в другие области и даже другие концы страны.

- У нас один клиент купил камень для камина в свой дом на Камчатке. Кроме камня, повез с собой и каменщика - купил ему билет и поселил в своем доме на время работы.

Помимо кладки, специалисты концерна предоставляют клиентам такую услугу, как мытье камней и обработка их защитными растворами. По словам Виктора, камни в российских условиях нужно мыть один-два раза в год.

- В Европе можно ходить месяц в ботинках, и они будут такими же чистыми. А у нас вышел- и через два часа ботинки уже стали грязными. То же самое с камнями. А какая у нас погода? Вначале в щели камня попадает влага, потом ударяет мороз и камень начинает рвать. Чтобы этого не было, на камни наносят специальную защиту.

А еще специалисты концерна рекомендуют клиентам, как лучше сделать кладку, чтобы с камнями не происходило разных неприятностей. Например, в строительстве должно быть как можно меньше прямых углов: в прямых углах скапливается влага.

Надо проектировать дом так, чтобы влага не скапливалась, а стекала.

Все эти премудрости сотрудники концерна изучали в институтах, большинство имеет специальности строителей и геологов.

- Я камнями занимаюсь уже 30 лет,- рассказывает Виктор.- И отлично их изучил. Каждый камень имеет свою душу и реагирует на человека, который с ним работает.

Впрочем, в основы тайного мастерства Виктор Шапошников своих клиентов не посвящает.

Камни в супермаркетах

Большая часть камней выставлена на базе ООО «Терек» в Малаховке. Здесь имеются не только образцы, но и некоторые складские запасы.

- Складская программа стоит денег,- говорит Виктор.- Поэтому на складах мы держим только те камни, про которые точно знаем, что они уйдут. Некоторых камней имеем по 300 квадратных метров в запасе, других - по 1000.

Если нужных камней нет на складе, то ждать их заказчикам приходится в среднем по две недели. Иногда по вине поставщиков происходят некоторые задержки.

- Не буду говорить, какая конкретно страна нас чаще всего подводит. Наверное, это было бы некорректно. Но неприятные казусы случаются достаточно часто. Недавно прислали мрамор из Италии, мы его начали распиливать, смотрим - а он совсем не такой, какой клиент заказывал. Пришлось отправлять мрамор обратно и ждать прихода новой партии полтора месяца.

А у клиента рабочая бригада ждет не дождется этого мрамора. Простой рабочей бригады тоже недешево стоит.

В таких ситуациях всегда трудно понять, кто виноват и кто кому должен. Поэтому Виктор просит клиентов заказывать камень заранее.

- Пускай он лучше прибудет раньше и у меня полтора месяца на складе полежит.

Хоть это мне и будет стоить каких-то денег, но все равно обойдется дешевле.

В Малаховке расположена большая часть производства. Меньшая - в Москве, рядом с офисом на Рязанском проспекте. Производственный процесс заключается в распилке камней и каменных плит. На пилку всегда выстраивается огромная очередь. Особенно много желающих летом. Поэтому если вы хотите получить камень в августе, заказывайте его в декабре.

Часть камней «Дон» продает через супермаркеты. Вначале была идея продавать в супермаркетах камни для профессиональных флористов. Камни упаковывались в мешки по 20 кг, образцы вывешивались на стендах в магазинах. Однако вскоре продавцы супермаркетов сообщили, что покупатели продукцией «Дона» крайне недовольны - оказалось, камни для оформления цветочных горшков хотят покупать не только флористы, но и обычные любители.

Бабушки объединялись по несколько человек, чтобы купить один мешок. И возникала другая проблема - как его донести? «Дон» начал уменьшать расфасовку. Стал делать мешки по 10 кг, потом по 5 кг. Сейчас наибольшей популярностью пользуются самые маленькие мешки по 2 кг. В ближайшее время концерн планирует начать выпускать камни в упаковках по 1 кг.

- Обкладывать цветы камнями очень удобно - земля не высыпается из горшка и не выливается грязью при поливе. В супермаркетах мы продаем также камни, которые используются для оформления аквариумов: гальку, горный хрусталь, змеевик.

Первое время мы не продавали наши камни в магазинах. К нам приходили семейные пары, покупали камни для отделки дома, для газонов. Потом жена говорила: давай и для домашних цветов камешки купим. Со временем мы решили пустить камни для цветов и аквариумов в широкую продажу.

Мраморные девушки

Другим сопутствующим товаром являются скульптуры. Некоторые из них служат какой-то цели - например, фонтаны, колонны.

Другие имеют чисто декоративные свойства.

К последним относятся девушки и львы - эти скульптуры самые популярные. Самых дорогих девушек и львов привозят из-за границы, в основном из Италии и Испании.

Мраморная девушка в натуральную величину стоит около 200 тыс. руб. Ставить ее можно как дома, так и на улице. Предварительно девушку рекомендуется обработать специальным раствором, защищающим от российской непогоды. Правильно обработанная девушка проживет несколько столетий.

В России скульптуры из мрамора никто не делает. По словам Виктора, в годы Советского Союза все скульптурно-мраморное производство было сосредоточено на Кавказе - в Грузии, Армении, то есть как в раз тех республиках, которые отделились. Как у них теперь обстоят дела с мраморной скульптурой, неизвестно. Во всяком случае, на международных выставках свою продукцию они не предлагают. Вот и приходится концерну «Дон» сотрудничать с Италией и Испанией.

- Вряд ли у нас в России начнут когда-нибудь делать мраморные скульптуры,- размышляет Виктор.- У нас даже нет скульптурного мрамора.

Скульптуры из более дешевых материалов создают специалисты концерна своими руками.

Чаще всего это скульптуры из глины. Глиняные скульптуры живут значительно меньше мраморных, но все равно их век дольше, чем человеческий. Из глины девушек обычно не делают, зато делают колонны, орлов с гербом, вазы и те же самые фонтаны, только дешевые. Скульптура из глины стоит уже не 200 тыс. руб., а в 10 раз меньше. Зато из мрамора скульптуры делают вручную, а из глины - это, можно сказать, серийное производство. Изготавливается форма, и в нее заливается глина.

- У глины есть множество преимуществ,- рассказал Виктор.- Вон та колонна высотой 2,5 м весит всего 250 кг. Ее легко можно поставить в квартире, тогда как мраморную колонну туда не поставишь: пол не выдержит.

За свою многолетнюю историю концерн «Дон» пережил множество трагических моментов. Одним из них был пожар в офисе на Рязанском проспекте, во время которого сгорела вся документация.

Но в целом, считает Виктор, было больше положительных моментов. В ближайшее время концерн собирается покупать новую партию оборудования, заменить двух дизайнеров, которые работают в «Доне» сегодня, целым дизайнерским отделом. Также Виктор Шапошников хочет открыть на базе концерна центр обучения, который будет готовить специалистов по камню - каменщиков, дизайнеров и даже менеджеров. Ведь для того, чтобы продавать камни, убежден Виктор, их надо узнать.

Источник: «Деловая пресса». Номер 1-2 (172-173)


Возврат к списку